К основному контенту

Роль локальных сообществ в развитии российских городов - технологических хабов

8 июля в Нижнем Новгороде прошел митап для HR ИТ-компаний, на котором обсуждались конкуренция среди российских городов за специалистов и возможности развития города, как технологического хаба. Митап должен был состояться еще в марте офлайн, но в итоге состоялся только сейчас и онлайн. Я был одним из спикеров с темой “Территориальный маркетинг и привлечение специалистов из других регионов”, и в этом посте я бы хотел поделиться несколькими мыслями по теме.
В России принято считать, что есть Москва и все остальное, ну или есть Москва, есть Санкт-Петербург и остальные города. Высокооплачиваемая работа, карьера, комфортная городская среда и многое другое ждёт тебя только в столицах. При беглом взгляде это кажется правдивым утверждением, но все же неверным. В отдельных городах то и дело встречаются истории успеха компаний, известность которых выходит за пределы этого города или даже страны. Отдельно идет список городов, в которых открыты офисы транснациональных корпораций, в офисах этих компаний делают продукты, которыми пользуются миллионы людей по всему миру. Это всего лишь дело времени и локальных усилий, когда не столичные города обретут свое лицо на карте технологического рынка.
Для начала покажу топ 10 российских городов по количеству специалистов, занятых в разработке программного обеспечения. Не буду вдаваться в детали того, как я считал, просто скажу, что возможно, это самые скромные цифры, которые вы видели.
Столицы сильно выделяются, это правда. Если сравнивать регионы не по количеству специалистов, то вот здесь можно посмотреть последнее исследование с рейтингом от РУССОФТ. Попробуем поразмышлять, что известно о разработке ПО в том или ином городе живущим в России и иностранцам. 
Если попробовать поискать информацию о российских городах с развитым рынком разработки ПО в иностранных источниках, рейтингах и статьях, то вы найдете упоминания Новосибирска, Нижнего Новгорода и нового Иннополиса. Интересующийся иностранец также может узнать названия городов в России, узнав об отдельных компаниях, например, Вологду через Playrix или Пермь через Miro. Интересующийся иностранец, работающий в большой международной компании, может узнать названия городов в России, в которых есть офисы той же компании. Пожалуй, все. Нужно признать, что в России нет известных в мире ИТ-хабов и, кажется, никто на данный момент не работает над продвижением нашего рынка и наших городов.
Российский город в плане разработки ПО - это типовые государственные программы развития (постройка зданий, где в теории должны располагаться технологические компании-резиденты или то же импортозамещение), большие компании, разрабатывающие банковские и бизнес-приложения, средние и малые компании, занимающиеся мобильной и веб-разработкой, ориентированной на локальный российский рынок. Именно по этой причине один город от другого сложно отличить и соответственно найти смысл переезжать. В то же время рынок очень фрагментирован, города, находящиеся на большом расстоянии друг от друга, не могут восприниматься единым рынком. Что же делают города, чтобы выделиться и получить преимущество в привлечении новых компаний и специалистов?
На митапе во время интерактива я просил участников ответить на вопрос: какие ассоциации у вас возникают в разговоре о сфере информационных технологий/разработке ПО в Казани? На слайде ниже мои ответы по четырем городам.
Участники митапа вспомнили те же ассоциации, что и я. Они сводятся к названиям компаний, названиям проектов-кластеров (традиционный Академгородок и Иннополис), общим ассоциациям, наверняка у кого-то города будут ассоциироваться также с именами людей, например, спикерами с мероприятий и с самими мероприятиями (Ульяновск можно вспомнить по “Стачке”, Пензу - по SECON).
В России нет городов, воспринимаемых однозначно как технологические хабы. Иннополис пока не воспринимается самостоятельным городом и рассматривается вкупе с Казанью, как Новосибирск с Академгородком или даже Ростов-на-Дону с Таганрогом. Однако Иннополис может похвастаться единственной масштабной рекламной кампанией по привлечению технических специалистов. Я априори скептично отношусь к историям искусственного развития, т. к. в нашей стране до сих пор много нерешенных проблем с моногородами, созданных в советское время. Что получится с попыткой создания ИТ-города, нам еще предстоит увидеть. Мне Иннополис пока представляется красивой открыткой, но, возможно, я просто являюсь слишком заинтересованным лицом.
Мне гораздо больше нравятся истории, которые создает сам рынок - компании и сообщество, которые объединяются для решения общих вопросов. Например, есть история Ирландии с проектом Make IT in Ireland, когда Microsoft, Google, Oracle, Facebook, Twitter и другие гиганты объединились в проведении большой кампании найма во время бурного роста своих офисов в стране или Порту, где драйвером выступили местные компании. Такие же примеры есть на постсоветском пространстве. Наиболее впечатляют сейчас примеры Минска и Львова, заметна активность Таллинна и с недавнего времени Еревана. Отличий этих городов и российских областных центров, конечно, много. Начать хотя бы с того, что все, кроме Львова, столицы, рынок разработки ПО в Беларуси, Украине, Эстонии и Армении более цельный - даже из-за расстояний. Однако на их примеры можно и нужно смотреть.
Если говорить о Минске, то мне особенно понравились два примера. Первый пример - разработка портала Minsk.page, на котором можно найти общую информацию об ИТ-отрасли Беларуси и Минска, информацию о переезде, компаниях, вакансиях, жизни в городе. Портал был создан самым популярным белорусским ресурсом по работе в ИТ-отрасли dev.by в партнерстве со многими известными компаниями: раздел о жизни в городе был написан The Village, раздел о ведении бизнеса - Ernst&Young, страница с информацией по недвижимости - Colliers International. Второй пример - издание книги Taste IT in Belarus. Проект был реализован совсем недавно компанией Wargaming совместно с белорусским развлекательным порталом relax.by. Книга представляет собой истории людей, переехавших в Беларусь и рассказывающих о любимых местах и событиях. Получился отличный формат знакомства со страной для иностранных специалистов. Ниже еще несколько примеров базовых порталов привлечения специалистов.
Портал Lviv IT Cluster больше нацелен на локальное сообщество и на привлечение бизнеса, но может работать и на продвижение среди иногородних и иностранных специалистов. Реализуемые кластером проекты, такие как карта лояльности и выпуск журнала, подтверждают зрелость локального рынка.
Будучи совсем небольшой страной и конкурирующая с другими европейскими странами, Эстония заинтересована в привлечении технических специалистов и специалистов творческих специальностей в целом. С этой целью здесь создан портал Work in Estonia. В таком небольшом сообществе приобретает важное значение даже небольшое рекрутингове агентство.
Наконец, совсем недавно мне стала заметна работа по развитию ИТ-рынка Армении. Здесь были запущены два проекта: доска в Trello Armenian Tech Landscape со списком технологических компаний и портал-витрина IT is Armenia, целью которого является привлечение иностранных специалистов и бизнеса. На таких небольших рынках становится особенно важной роль локальных сообществ и даже отдельных энтузиастов.
Все приведенные примеры проектов, безусловно, являются отдельными кирпичами в создании продукта - привлекательного для бизнеса и переезда города. Успех в развитии не придет сразу после реализации какого-то проекта, но подобные проекты демонстрируют желание местных сообществ, их зрелость и готовность к совместным усилиям, а это уже немало.
Заключение
Как я уже писал, я готовился к мероприятию в марте. С того времени многое поменялось, пандемии, несомненно, удалось повлиять на процессы трудовой миграции. И если с краткосрочным влиянием все понятно (миграция прекратилась из-за закрытия границ стран и даже регионов), то дальнейшая перспектива вызывает много вопросов. Конечно, границы насовсем никто не закроет и те, кто застрял тогда на этапе переезда, смогут сменить место жительства. Возможно, в другую компанию или другую страну. Но кто-то может и передумать - мегаполисы, как основные очаги распространения инфекций, могут и отпугнуть. Безусловно, что удаленная работа стала более привлекательной для специалистов и вынужденным шагом для компаний. Кто-то из сотрудников уже точно не захочет вернуться в офис. А если удаленная работа станет новым стандартом, то встает вопрос, зачем переезжать? Прогнозы - дело сложное, но попробую предположить, что миграция никуда не исчезнет, люди по-прежнему будут выбирать комфортное место жительства, а текущая ситуация предложит городам и компаниям новые возможности в борьбе за специалистов и бизнес. А вообще было бы здорово найти какие-то исследования по этой теме.
P.S. Если кому-то встречались примеры продвижения российских городов, как технологических хабов, делитесь! Будет интересно все - от использования единых хештегов в социальных сетях до постройки (и планов постройки) ИТ-кварталов.

Комментарии

  1. Финны тоже стараются, у них есть проект Хельсинки - город как услуга: https://helsinkiasaservice.com

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий