К основному контенту

Цели в работе и любимые проекты

В последние пару лет на профессиональных мероприятиях одной из популярных тем стала тема профессионального выгорания. Тема захватила страницы сетевых изданий и постов отдельных экспертов. Я тоже попробую написать про эту проблему: пост будет не теоретический, а личный. Все люди разные, у каждого свои интересы и жизненные приоритеты, поэтому мое мнение и опыт могут ничего не значить для кого-то, зато другому, возможно, что-то подскажут. В любом случае я вряд ли напишу что-то новое, но ведь блог пишется и для себя.

Я люблю свою профессию. В этом году исполнилось 11 лет с момента, как я закрыл свою первую вакансию. За это время я менял работу лишь один раз: я проработал в агентстве почти пять лет и шесть с половиной лет работаю в ИТ-компании. Спустя 11 лет я все еще занимаюсь поиском персонала, хотя моя роль трансформировалась из рядового специалиста в менеджера. Подбор персонала - область работы, в которую попадают порой случайно, без какой-либо подготовки, здесь очень многое не зависит от тебя, а еще многие считают, что здесь есть свой потолок роста и очень ограниченный круг обязанностей, которые со временем начнут казаться однообразными. На самом деле рекрутинг бывает разный.

Основная задача подбора персонала обеспечить бизнес кадрами, никто не ограничивает решение этой задачи одним единственным способом поиска кандидатов на работных сайтах. Источников поиска кандидатов огромное количество: кроме работных сайтов, наиболее очевидного источника, можно пойти в социальные и профессиональные сети, создать и поддерживать программу рекомендаций, попробовать офлайн-подбор на мероприятиях, запустить рекламную кампанию, реализовать стратегию пассивного поиска через страницы компании в тех же социальных сетях и на карьерном сайте. А еще есть сопутствующие задачи, которые так или иначе тоже относятся к функции подбора - обзоры заработных плат, адаптация, управление ресурсами, если ваша позиция относится не только к talent acquisition, но и к talent management. Вы не сможете попробовать все за пару лет, добиваться лучших результатов можно постоянно. Главное - что-то делать, а не стоять на месте. Воображение и доверие со стороны бизнеса - вот все, что вам нужно, чтобы постоянно сталкиваться с чем-то новым.

Я совру, если скажу, что проработал все 11 лет на одном дыхании, без стрессов и спадов. За это время были и желание сменить работу, и перейти в другую сферу, и временное снижение эффективности по самым разным причинам. Ненормированный рабочий график, переработки, неудачи, несправедливость, ситуации, на которые вы никак не сможете повлиять (привет, перегретый рынок труда!) делают свое дело, а ты придумываешь что-то с этим делать. Первый, кто может вам помочь, в ситуации выгорания - вы сами.

Основой профилактики и борьбы с выгоранием, по моему убеждению, является постановка и достижение целей. Эти цели будут влиять на ваши ежедневные задачи, которые вы выполняете. Эти цели дадут вам смысл вашей работы. Цели я бы разделил на три уровня. Первые два уровня - большие цели и малые цели - непосредственно связаны с работой в конкретной компании. Большие цели можно привязать к выполнению планов компании на ближайший год. К малым целям можно отнести реализацию отдельных проектов и вызовы, с которыми вы сталкиваетесь за какой-то ограниченный срок. Последние больше относятся к ежедневным рабочим обязанностям. Последний, третий, уровень я бы назвал целями-мечтами. Цель-мечта не достигается за один или два года, она вообще трудно достижима силами одного человека, результаты можно использовать в работе текущей компании, а можно оставить для себя. Цель-мечта может переплетаться с личными целями. Теперь примеры.

Отличными целями, связанными с работой вашей компании, будут выполнение плана по найму (круто закрыть 60 вакансий за год, отслеживая прогресс, словно зачеркивая дни до отпуска в календаре), повышение рейтинга работодателя на рынке, внедрение новой информационной системы, проведение аудита процесса работы функции подбора персонала, разработка и реализация стратегии присутствия в социальных сетях. Малые цели дают вовсе невероятный простор для идей. Если говорить о непосредственно подборе, то можно бесконечно совершенствоваться в работе с источниками поиска. Придумывайте и пробуйте новые, углубляйте знания и добивайтесь максимума эффекта от старых, привносите техническую составляющую в свою работу. У меня сложилась привычка доводить работу с источником поиска до какого-либо логического конца, чтобы подтвердить возможности его использования. Описанные на страницах этого блога источника и сервисы дали мне как минимум по одному найму или предложению о работе. Поэтому я написал обзор профессиональной сети Xing, а про Viadeo нет. Посмотрите на известных западных экспертов по сорсингу: среди них нет вчерашних выпускников ВУЗов. Читая их блоги и слушая их выступления влюбляешься в профессию снова и снова. К малым целям я вернусь чуть ниже.

Возможно, кто-то сразу укажет на мои цели-мечты - развитие IT HR сообщества и развитие профессии рекрутера, а также рост Нижнего Новгорода как ИТ-хаба. В прошлом году совместно с коллегами из других компаний мы начали проводить митапы, которые вызвали большой интерес среди HR города. Живые встречи вместе с существовавшим Skype-чатом позволяют решать общие задачи и обмениваться опытом. Кроме отдельных бенчмарков, мы получили результаты исследования привлекательности ИТ-работодателей среди студентов технических специальностей, проведенное силами Высшей Школы Экономики по нашему “заказу”. Любое сообщество или объединение формируют экосистему города, способствуя в том числе и росту отдельных специалистов. Запуск митапов был моим прошлогодним любимым проектом. Любимые проекты - еще один превосходный защитник от выгорания.


Любимые проекты ведут вас к цели-мечте или большой цели, они конечны, результаты их видимы. Ты их ждешь и расстраиваешься мелким ошибкам, ими хвалишься на конференциях или гордишься про себя, ожидаешь похвалы от коллег и близких. Вначале чистое вдохновение и результат - радость. А верх счастья - сделать так, что проектом вдохновится кто-то еще, кто разделит с тобой результат и, конечно, ответственность:-)

Любимым проектом этого года для меня стал проект под условным названием “Фотопрогулка”. Одной из наших целей в этом году является увеличение доли нанятых через социальные сети, другой целью - повышение привлекательности компании среди соискателей. Для работы с молодой аудиторией и решения обеих задач отлично подходит Вконтакте. Для ведения страницы компании в социальной сети требуется много визуального контента, созданием которого мы и озаботились. Создание визуального контента - было лишь отправной точкой идеи. Найм фотографа, который снимет наш офис и наших сотрудников, решит одну небольшую задачу, в то время, как идею можно масштабировать и решить несколько дополнительных задач. Так небольшая тривиальная задача превратилась в хороший проект.

Сама идея была простой. Участники должны были сфотографироваться со старой фотографией города на том же самом месте, где она была сделана. Чтобы наполнить прогулку содержанием мы привлекли известного гида - городские экскурсии стали чрезвычайно популярны в Нижнем на волне подготовки города к Чемпионату мира по футболу. Между локациями фотограф делал снимки сотрудников.

Основными задачами “Фотопрогулки” мы выбрали создание фотографий сотрудников, печать открыток в качестве отличающей нас от остальных раздатки, продвижение локального хештега среди сотрудников. Побочными задачами, на результаты решения которых мы хотели посмотреть, стали тренировка проведения новых для отдела подбора мероприятий, вовлечение сотрудников в жизнь компании, продвижение наших ценностей, адаптацию новичков. Ежегодно мы нанимаем 20-30 человек из других городов и выбранная нами тема “Нижний Новгород” могла оказаться очень подходящей именно для этой категории сотрудников. Однако для первого раза мы решили не ограничивать участие по категории сотрудников из-за общего количества в 18 человек, и в итоге у нас сформировалась разношерстная группа из местных старых, местных новых и недавно приехавших сотрудников. Прогулка получилась отличной и все участники остались довольны.

Уже во время подготовки “Фотопрогулки” было решено использовать открытки в запуске глобальной программы по развитию бренда работодателя. В день проведения локальных мероприятий мы, помимо прочих активностей, вывесили постеры с фотографиями и предложили сотрудникам отправить сделанные нами открытки своим знакомым, друзьям и родственникам. Весь тираж, за исключением нескольких сохраненных подарочных наборов, просто смели. Правда, до организованной временной почты дошли не все - многие решили оставить открытки себе или, возможно, отправить позже. Открытки отправились в 12 стран, рассказывая о наших активностях и пропагандируя наши локальный и глобальный хештеги.

Простая идея может превратиться в хороший проект. Любимый проект увлекает тебя полностью. При подготовке к прогулке я досконально изучил дореволюционные фотографии Нижнего Новгорода и объездил локации, узнал много нового, это было чрезвычайно интересно. Знаю, что и куратор проекта, и фотограф, и все причастные также были увлечены. После прогулки была собрана обратная связь и нам остается подвести итоги, а в голове вертятся уже следующие фотопроекты с измененными задачами. У нас появился план, как подобные активности лучше применить непосредственно к задаче подбора.


В любой работе важно видеть результаты, в большинстве случаев результаты зависят от самого сотрудника. Главное - ставить цели и иметь немного свободы в их достижении, а дальше все сделает ваше воображение и терпение.

Комментарии