четверг, 9 августа 2012 г.

Мобильные приложения и подбор персонала

Новый пост - пост о рекрутерах-гиках. Я давно хотел сделать обзор мобильных приложений, связанных с HR-сферой, просто не доходили руки. Кроме того, будет хорошо “разбавить” общую тему по поиску кандидатов на позиции.

Я являюсь счастливым обладателем iPhone, поэтому обзор будет касаться только мобильных приложений на iOS, тех приложений, которые я опробовал лично. Пользователям устройств с другой операционной системой доступны большинство из рассматриваемых продуктов. В посте будет представлена классификация приложений, а также краткое описание их возможностей. Опять же, надеюсь, что кто-то из читателей сможет дополнить обзор. Возможно, кому-нибудь будет так же интересна весенняя презентация об интернет-ресурсах (веб-сайтах), связанных с темой HR, размещенная на SlideShare.

Приложения-визитки

Недавно увидел на сайте Рекрутинг news рекламу разработки собственного приложения для компаний на iOS, Android и Windows Phone. Очень заманчивое предложение для тех, кто хочет похвастаться своей “инновационностью”, но не для тех, кто хочет решать реальные задачи подбора персонала. К примеру, польза для кадровых агентств описана так: “Ваши потенциальные соискатели и кандидаты смогут всегда быть в курсе Ваших новых вакансий и новостей.” В действительности очень сомнительно, что обычный пользователь - “соискатель и кандидат” - будет устанавливать на мобильное устройство приложение отдельной кадровой компании. С большей пользой для себя и меньшими временными затратами человек будет смотреть вакансии с помощью приложения сайтов поиска работы, а читать новости с помощью приложений СМИ. Предлагаемое приложение, как обещают, будет готово за несколько дней, т.е. речь идет о шаблоне, а конфигурация под заказчика включает в себя выбор корпоративных цветов и вставку логотипа. Само приложение позволяет читать корпоративные новости, искать и откликаться на вакансии и получить справку о компании. Стоимость приложения “соизмерима стоимости годового доступа к базе резюме job-портала”. Напоминаю, что для кадровых компаний стоимость годового доступа на hh.ru по Москве и Московской области и всем профессиональным областям составляет 365 тыс. рублей, по всей России и всем профобластям - 530 тыс. рублей. Очень много для сделанного по шаблону приложения-игрушки.

В настоящее время работают несколько сервисов, позволяющих без навыков программирования создавать свои собственные приложения для смартфонов, причем бесплатно. Весной этого года я попробовал свои силы в кастомизации приложения для компании с помощью сервиса iBuildApp, получилось довольно интересно. За пару часов было готово вполне приличное приложение-игрушка, в котором были объединены справочная информация о компании, возможность читать профили и каналы компании в Facebook, Twitter и YouTube, форма обратной связи с руководством компании и календарь руководителя. Без особых проблем было готово мобильное приложение для Android, разработчикам iOS требуется платная сертификация. Тем, кто пока не знает, зачем им нужно мобильное приложение, рекомендую посмотреть подобные сервисы и самостоятельно создать приложение.

К сожалению, я не смог найти российские примеры мобильных приложений-визиток кадровых компаний, поэтому скажу несколько слов о западном опыте. В AppStore можно обнаружить приложения нескольких глобальных компаний, таких как Adecco (локальные версии) и Korn/Ferry. Я установил приложение последней.

Приложение известной классической хедхантинговой компании Korn/Ferry является как раз вариантом приложения-визитки.

Возможности приложения включают в себя получение справки о компании, ее офисах, консультантах, вакансиях в работе. Ничего необычного. Приложение оказалось “сырым”: информация о консультантах недоступна, непонятно, почему эта вкладка была включена в меню. Информация о вакансиях включает в себя, думаю, не все актуальные предложения. В целом приложение можно оценить как первую попытку мобилизации работы и больше походит на мобильную версию сайта. Все-таки мотивы людей для установки подобных приложений не очевидны. Приложениям необходима дополнительная ценность - возможность получить актуальную информацию о большем проценте предложений работы или новостей.

Приложения сайтов поиска работы

Сайты поиска работы, пожалуй, должны быть больше других участников кадрового рынка заинтересованы в развитии таких новых методов продвижения и совершенствования работы, как мобильные приложения. Мобильные приложения очень удобны для использования соискателями, они могут рассматриваться как дополнительный ресурс привлечения аудитории, а размещаемая реклама может стать дополнительным источником монетизации (надеюсь, конечно, что в разумных пределах и с учетом удобства использования). На самом же деле компании не спешат в этом деле. Мне известны только два приложения от действующих в России работных сайтов - HeadHunter и Monster. Приложения от американской indeed.com и британской careerjet.com, хоть они и доступны для российского пользователя, мы рассматривать не будем, так как эти агрегаторы вакансий пока не слишком известны в России.

Флагманом среди российских компаний оказалась компания HeadHunter, которая выпустила свое мобильное приложение. Приложение, прямо скажем, не оправдывает ожиданий по функционалу и проработке, что и отразилось на оценках пользователей - три из пяти баллов. На своем смартфоне пользователь сможет искать и откликаться на вакансии, а, вот редактировать свои резюме предлагается уже через веб-браузер, что, конечно, совсем не удобно. Особо следует упомянуть о багах приложения: они возникают постоянно. Часть данных скрывается за непонятными тегами, дата рождения неожиданно “говорит”, что вам намного больше лет и другие.

Таким же “сырым” продуктом можно назвать и приложение от бывшей крупнейшей онлайн доски объявлений о работе - компании Monster. Функционал так же ограничен поиском и возможностью отклика. Недоработанность поиска позволяет увидеть совершенно невероятные результаты в выдаче на стандартный запрос. Справедливая “двойка” в оценках пользователей. И, конечно, общая беда приложений от HeadHunter и Monster - это ограничение целевой аудитории пользователей приложения соискателями.
Также неутешительны результаты краткого тестирования приложений, актуальных в России. Если говорить о западном опыте, то очевиден факт, что развитие приложений от работных сайтов выше. Здесь можно встретить и разнообразие и хорошую проработку продукта. Для российских соискателей могут быть чрезвычайно полезны приложения (и их веб-версии), позволяющие искать работу за рубежом - в определенной сфере, например, в нефти/газе (приложение Oil and Gas Job Search от одноименного портала), или работу на территории Великобритании (приложение UK Job Search). Подобные приложения могут дать необходимую информацию о вакансиях в зарубежных компаниях. Остается надеяться, что в России будет развиваться и эта тема на рынке мобильных приложений.

Приложения профессиональных и социальных сетей

Важной группой приложений для рекрутеров являются приложения профессиональных и социальных сетей. Присутствие в социальных сетях стало одним из основных требований к работе специалистов.

Пожалуй, лучшим приложением среди профессиональных сетей, да и вообще одним из лучших приложений для мобильного устройства, обладает сеть LinkedIn.
Приложение LinkedIn имеет удобное меню, понятный интерфейс и по функционалу практически не уступает полноценной веб-версии сайта. В нем удобно как читать новости и обновления в профилях контактов, так и работать с группами и внутренней почтой. Приложение сделано очень добротно, за что его разработчикам большое спасибо!

Приложение LinkedIn имеет удобное меню, понятный интерфейс и по функционалу практически не уступает полноценной веб-версии сайта. В нем удобно как читать новости и обновления в профилях контактов, так и работать с группами и внутренней почтой. Приложение сделано очень добротно, за что его разработчикам большое спасибо!

К сожалению, российская профессиональная сеть №1 собственным приложением похвастаться не может, а мобильная версия сайта ограничена и не может использоваться полноценно. Мобильные приложения, конечно, имеют общие социальные сети - Facebook, ВКонтакте и другие, а также западные профессиональные сети, которые едва знакомы российским пользователям, Viadeo и Xing.

Лучшие практики

Вот кто молодец, так это Pruffi, создавшие приложение для iOS, Android и Windows Phone Pruffi Friends, с помощью которого решают реальную задачу подбора персонала. Приложение включает в себя список вакансий, разбитых по отраслям, на которые пользователь может рекомендовать знакомого. При выходе знакомого на работу рекомендатель получает вознаграждение (чаще всего - 30 тыс. рублей). Pruffi как компания, по ощущениям, наиболее эффективно использует стратегию поощрения рекомендаций среди кадровых агентств (здесь я все-таки назову проект так) и использует для этого действительно новые для рынка решения. Если раньше существовали веб-проекты Gooroo.ru (кто не помнит - рекомендательный сервис, ассоциированный с одним из классических кадровых агентств), то теперь мы видим решение старой задачи с помощью мобильных проектов. Человек участвует в конкурсе и получает приз, просмотр на смартфоне новых вакансий в дороге может привести еще и к приятному бонусу за успешную рекомендацию.
 
Недостатки у приложения Pruffi, конечно, тоже есть. Как я уже сказал, вакансии собраны в категории по смешанному отраслевому/функциональному признаку; каталог включает такие отрасли/функции, как IT/Интернет/Медиа/Дизайн, Ритейл, Медицина/Здравоохранение, Туризм/Спорт, HR/Управление персоналом, Промышленность/Производство, Банки/Финансы/Бухгалтерия, Автомобили/Транспорт, Маркетинг/PR/Реклама, Юристы. Честно, каталог оставляет впечатление недоработанности. Смешение вакансий по отраслям/функциям оставляет вопросы: например, в отрасль/функцию Юристы попали вакансии Гейм-дизайнер и Младший PR-менеджер, а в отрасль/функцию Промышленность/Производство не попала ни одна из вакансий, хотя в соседней HR/Управление персоналом “висит” вакансия компании “Русэлпром”.

Я всегда воспринимал Pruffi как узкоспециализированное IT/Media агентство и, честно, не совсем понимаю, зачем им так распыляться на другие отрасли подбора. Но энергии и изобретательности сотрудников компании (и опыту Алёны Владимирской) можно только позавидовать. Само мобильное приложение, думаю, хорошо дополнило приложения для социальных сетей и веб-версию сервиса и отлично вписалось в общую стратегию компании. Pruffi Friends должно приносить реальную пользу владельцу. Мобильное приложение уже установили несколько десятков тысяч человек, официальную статистику работы Pruffi можно посмотреть, например, на habrahabr.

Рекомендую всем дальше следить за этим, безусловно, интересным проектом на стыке рынков подбора персонала и IT/Media.

Прочие

Пользователям мобильных устройств может быть полезен целый ряд других приложений, так или иначе относящихся к HR и созданных участниками рынка кадровых услуг. Однако, мы будем вынуждены более широко рассмотреть западный опыт, так как без него обзор будет совсем скучным.
Большую категорию мобильных HR-приложений составляют продукты компаний в области карьерного консультирования. Как правило, они создаются как памятки для пользователей, содержащие информацию-советы по прохождению интервью, написанию резюме и другое. Российскому пользователю приложения помогут и освежить в памяти актуальную лексику. Я нашел несколько подобных приложений в AppStore. В приложении компании Resume Service Plus можно посмотреть видео-тренинги, как проходить собеседование и написать резюме. Приложение Interview содержит большое количество вопросов на английском с подробными комментариями к ним и возможностью записывать свои ответы. Можно найти много кратких приложений-памяток по написанию резюме от “безымянных” авторов, таких как CV/Resume Lite. Среди специфических приложений, пожалуй, выделю специализированные приложения для технических специалистов, например, программистов Java (приложение с аудио - вопросами для интервью Java-программистов), программистов C# (приложение с аудио) и других. Приложения действительно интересные.Брендированные приложения, имеющие целевую аудиторию соискателей, могут рассматриваться компаниями как еще один способ продвижения, метод оффлайн-взаимодействия с клиентами.
Еще одну категорию приложений составляют приложения, помогающие искать вакансии по различным источникам (кроме сайтов поиска работы). Таким приложением является Twitter Job Search. Думали, невозможно эффективно искать работу в этом сервисе микроблогов? Оказывается, можно. Сервис TwitJobSearch собирает информацию по размещаемым вакансиям в Twitter со всего мира. Для компаний сервис предлагает услуги по размещению и рекламе вакансий, которые индексирует и размещает на популярных досках объявления поиска работы и прямо в Google. Эти вакансии легко находятся в мобильном приложении этого сервиса, функционал которого позволяет искать и откликаться на вакансии. Поиск на кириллице, к сожалению, не работает, а на латинице получается вполне приемлемая выдача при условии, если компании используют правила размещения вакансий. Еще один способ найти работу за рубежом или найти кандидатов из другой страны.

Информационные приложения, приложения HR-журналов или интернет-порталов также полезно держать на своем мобильном. Было бы здорово иметь приложения с возможностью чтения материалов в дороге от российских HRM, Рекрутинг News и других, но, к сожалению, российские пользователи пока не имеют такой возможности. Западные тематические издания чаще имеют платные приложения по подписке, но встречаются и бесплатные версии. Среди них есть приложение HR Management, приложение HR News from People Management Magazine и приложение SHRM HR News. Все три приложения бесплатны и достаточно интересны для ознакомления. Платные приложения (по подписке) имеют в том числе и российские издания, например, журнал “Директор по персоналу”.


Как мы можем увидеть, рынок мобильных приложений, связанных с темой поиска работы и подбора персонала, достаточно неразвит. Практически все игроки кадрового рынка - компании, кадровые агентства, сайты поиска работы, HR-СМИ - только начинают осваивать возможности мобильных приложений. Есть первые попытки внедрить новое и работать через этот канал, но настоящих решений пока одно-два. В любом случае, будет очень любопытно посмотреть, кто и что будет применять в работе в ближайшее время, какие мобильные приложения на кадровом рынке будут востребованы. Будем ждать новые кейсы работы через мобильные каналы.

Blog Widget by LinkWithin

7 комментариев:

  1. подарите iPhone кто-нибудь, а? а то приложения ставить некуда, безобразие =)

    ОтветитьУдалить
  2. Мне лично очень не хватает приложения которое бы умело синхронизировать резюме кандидатов с их контактами и календарь собеседований (с рабочего компьютера из E-staff) с контактами и календарем сервера Google. Чтобы при звонке кандидата на сотовый Я видел кто он и у меня была возможность развернуть его резюме прямо на смартфоне.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Судя по настоящим приложениям, до таких возможностей еще очень далеко)

      Удалить
    2. у меня андроид синхронизируется с линкедин, очень удобно! Сразу видно кто звонит и, думаю, можно посмотреть профиль.

      Удалить
  3. Увидел на Recruiters Lounge пару идей/примеров использования мобильных приложений в рекрутменте после опубликования поста http://goo.gl/N9I93

    ОтветитьУдалить
  4. Пока так и не нашел мобильное приложения которые бы действительно затягивало. Использую LinkedIn for IOs. Они сейчас ввели новую возможность просматривать LinkedIn профили людей, с которым у вас назначены встречи в Outlook.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. LinkedIn может похвастаться отличным приложением, но в целом ему и другим еще далеко до идеала. Имею в виду функции ATS+CRM. А про функцию синхронизации с Outlook я не слышал, как это осуществляется в приложении?

      Удалить